В Нижегородской области в этом году были установлены первые алюминиевые мосты в современной истории России. Фото предоставлено Алюминиевой ассоциацией
Московский государственный строительный университет (МГСУ) занялся испытанием алюминиевого моста в натуральную величину. Эксперименты проводятся в рамках разработки свода правил «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения», который станет национальным стандартом в сфере проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации мостов из крылатого металла. Пока таких сооружений в России немного, хотя в мире в силу своих конкурентных преимуществ они весьма распространены. Вскоре ситуация должна измениться и в нашей стране.
Проверке в МГСУ подвергается мост длиной 10 м, шириной 3 м и грузоподъемностью 20 т, элементы которого изготовлены из алюминиевого сплава 1915Т. Сооружения такого рода уже эксплуатируются в России – они установлены в Москве в природном парке «Яуза». «Подобные испытания – это возможность уже на научной и экспериментально подтвержденной основе популяризировать и продвигать алюминиевые мосты для массового использования, – отметил председатель Алюминиевой ассоциации России Валентин Трищенко, следивший за ходом эксперимента. – С созданием соответствующей современным мировым стандартам нормативной базы, разработкой типовых и модульных алюминиевых пролетных строений для мостов различного назначения и заказчики, и производители смогут в полной мере воспользоваться их преимуществами».
Алюминиевые мосты – вполне обыденные объекты дорожной инфраструктуры в Германии, Франции, Великобритании, США, Китае. В России до недавнего времени был всего один такой мост – в Петербурге, постройки конца 1960-х годов. Широкому применению алюминиевых сплавов в мостостроении мешает действующая нормативная база: среди материалов для изготовления конечных строительных изделий и конструкций приоритет отдается стали, железобетону и дереву, а алюминий в технических правилах просто отсутствует. Между тем несущие конструкции мостов из алюминиевых сплавов служат не менее полувека, обладают низким весом и коррозийной стойкостью, прочнее стали и бетона.
В России интерес к таким сооружениям растет. Летом 2017 года в Нижегородской области при поддержке правительства региона были смонтированы два первых алюминиевых моста в современной истории страны. Мосты были выпущены компанией «ГС-Резерв», металл поставили РУСАЛ, «Алюминий Металлург Рус» и «Арконик СМЗ». Пешеходные сооружения установлены в деревне Афонино Кстовского района, пересекая федеральную трассу М-7 «Волга». Пролетные строения были изготовлены за полтора месяца, а их монтаж занял всего два часа – скорость производства, транспортировки и установки является еще одним конкурентным преимуществом таких конструкций. В последнее время, кроме Нижегородской области, два моста установлены в Москве, а в следующем году они появятся в Красноярске в рамках подготовки к Универсиаде-2019.
«Алюминиевые мосты обладают целым набором преимуществ: высокие антикоррозийные свойства, низкие эксплуатационные издержки, минимальные сроки установки, длительный срок службы, – рассказал директор РУСАЛа по сбыту в РФ и СНГ Роман Андрюшин. – Более того, алюминий, в отличие от стали, при температуре минус 35-40°С увеличивает свою прочность, что является конкурентным преимуществом при строительстве в районах с суровым климатом».
Для каждого алюминиевого моста, устанавливаемого в России, пока требуется разработка специальных технических условий. Однако вскоре это уже может не потребоваться. Испытания, проводимые МГСУ по инициативе Алюминиевой ассоциации, позволит сформировать расчетные положения будущих национальных стандартов. А когда регламентация применения алюминиевых сплавов в несущих мостовых конструкциях будет завершена, крылатый металл может стать массовым решением в изготовлении пролетных сооружений в России. Причем речь идет не только об установке цельноалюминиевых пешеходных мостов, но и о широком применении в мостостроении отдельных изделий из алюминия. «Одним из перспективных направлений работы с автомобильными мостами является реконструкция сооружений с заменой старой сталежелезобетонной плиты проезжей части на полотно из алюминиевого сплава, ведущее к значительному увеличению грузоподъемности», – рассказывал СМИ профессор МГСУ Андрей Коргин.